Принцип работы системы охлаждения ДВС

Мотор автомобиля при работе выделяет тепловую энергию , которая частично уходит из ДВС с отработанными газами в выхлопную трубу, часть отводится масляной системой и основное охлаждение происходит через радиатор  при помощи тосола . Система следит за температурным балансом для правильной работы ДВС.

Схема системы  охлаждения двигателя

  • Помпа - водяной насос
  • Рубашка охлаждения ДВС
  • Термостат
  • Радиатор охлаждения
  • Датчик температуры
  • Бачок расширительный
  • Вентилятор радиатора
  • Радиатор печки
  • Резиновые шланги

Схема работы системы охлаждения двигателя

Энергия от рубашки блока отдается охлаждающей жидкости  (тосол или антифриз) , которая циркулирует в СОД под действием помпы. По каналам горячая охлаждающая жидкость поступает в радиатор , где остывает под  потоком  воздуха или при  работе вентилятора радиатора. Происходит уменьшение температуры тосола, который возвращается в ДВС .

При нагреве двигателя, пока термостат закрыт, охлаждающая жидкость циркулирует по малому контуру  для того чтобы ДВС быстро прогрелся до номинальной температуры при которой двигатель способен развивать необходимую мощность и вырабатывать меньше выхлопных газов при сгорании бензина. Тосол не попадает в радиатор и ДВС быстро прогревается даже зимой .

Когда температура тосола достигает 85 – 90 градусов термостат открывает большой контур и закрывает малый  и тосол начинает циркулировать через радиатор.

Вентилятор радиатора  управляется  блоком управления двигателем, который следит за температурой тосола по показаниям датчика температуры . Вентилятор радиатора включается если температура антифриза превышает +100 С ( 90 – 110 С зависит от параметров ДВС) и выключается когда температура антифриза снизится на 5– 10 С.

В СОД на заведенном двигателе создается избыточное давление. При этом закипание тосола происходит при высокой температуре и номинальную температуру ДВС можно поднять выше 100 С, даже при использовании воды в качестве охлаждающей жидкости. Давление в системе охлаждения держится за счет перепускного клапана, который стоит в крышке расширительного бачка. Если в СОД не будет создано давление, тосол закипает при более низких температурах и вытекает из расширительного бачка.