"Афоня" – превосходный фильм, который можно пересматривать снова и снова. Фильм чудесен даже несмотря на явную жанровость и попытку морализаторствовать, учить, которая была обязательна для любого советского кинопродукта, но в данном случае эти попытки выглядят невероятно тактично, то есть, почти что незаметно, а потом и вовсе становятся неразличимы, поскольку сатира в фильме обозначена только "для порядку".
Сантехник Афоня в исполнении Леонида Куравлева – живой, искренний, настоящий. Он такой, каким и полагается быть герою настоящего кинофильма. Афоня очень харизматичен. Он бухает, ходит по бабам, живет в свое удовольствие, но в целом – отличный парень. Он не хватает с неба звёзд, да они ему и не нужны.
Ему противопоставляются принципиальные практиканты из ПТУ, "правильная" сорокалетняя женщина-мастер, коллега, на собрании ЖЭК выкрикивающий с заднего ряда, что надо Афоню уволить, потому что у меня сестра замужем за таким же мудаком как он; он пьет, бьет ее, все пропил, житья от него никакого нет!, другие социально ответственные мужчины и женщины.
Но симпатии зрителя – на стороне Афони. Данелия без труда расставляет приоритеты, прекрасно понимая, чем и как можно привлечь массового зрителя (поэтому-то фильм и является один из самых кассовых фильмов советского кинопроката, а множество реплик стали "крылатыми").
Фишка же фильма в том, что Афоня интуитивно противодействует системе, определенным стереотипам поведения. Но в то же время он находится во власти других стереотипов.
Он грезит прошлым. Он вспоминает детство, счастливое и безмятежное. Пасторальные образы купания коней, домик в деревне, где жил ребенком.
Режиссер Данелия со сценаристом Бородянским подготовили для Афони жестокий облом: он возвращается в деревню, но прошлого уже не вернуть.
Финал картины и вовсе депрессивен: отчаявшийся Афоня, который уже не имеет ничего общего с тем рубахой-парнем, которого мы видели поначалу, встречает на аэродроме Симонову – юную, наивную медсестру, по уши влюбленную в этого "гусара".
Афоня видит в невинной девушке свое спасение, хотя у него с ней нет абсолютно ничего общего, и доселе он, – именно по этой причине, – всячески отваживал ее от себя. Но теперь он хватается за нее как за спасительную соломинку. Он надеется, что что-то изменится.
Однако любому ясно: всё будет только хуже. Их ждут сплошные разочарования, особенно – её. Всё будет просто ужасно.
Кстати, в изначальном варианте сценария Афоне была уготована смерть. Но, подумав, Данелия решил не умерщвлять героя... и слава Богу.
Оценка: 9,5 из 10.
Режиссер: Георгий Данелия.
Сценарий: Александр Бородянский,
Оператор: Сергей Вронский,
Композитор: Моисей Вайнберг.
В главной роли: Леонид Куравлёв.
В ролях: Николай Гринько, Савелий Крамаров, Евгения Симонова, Евгений Леонов, Борислав Брондуков, Валентина Талызина, Владимир Басов, Николай Парфёнов, Готлиб Ронинсон, Нина Русланова, Раиса Куркина, Нина Маслова, Михаил Светин.
Тематические ссылки:
Режиссеры мирового кино
#афоня #леонид куравлев #георгий данелия #советский кинопрокат #кино ссср #советское кино #оценка 9,5 #1975 год кино #сантехник #жэк
Еще по теме здесь: Строим.
Источник: Афоня (1975, ссср, трагикомедия): Комедия трагических мезальянсов.